ПАЧКОВА В.Г.

СТУДЕНТ В СИСТЕМЕ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ В ВУЗЕ

В постоянно изменяющейся социокультурной и экономической ситуации от специалиста требуются такие интеллектуальные, нравственно-мировоззренческие и профессиональные позиции, которые бы гарантировали ему достойное место в современном обществе.

В этих условиях самостоятельная творческая деятельность студентов - это органическая часть подготовки специалистов, важная составляющая учебного процесса по усвоению необходимого объема и содержания учебного материала и развитию интеллектуальных, волевых  и профессиональных качеств.

На заочном факультете библиотековедения. библиографии и информатики сложилась определенная система научно-исследо-ательской работы, которая имеет свою давнюю историю, отсчитывающую свое начало со времени образования заочного отделения в библиотечном институте.

Эта система развивалась и формировалась как действенное средство повышения эффективности заочного образования, как сочетание двух направлений (НИРС и УИРС) одного процесса, способствующих становлению творческой личности, умеющей новаторски развивать библиотечно-библиографическую и информационную деятельность.

Привлечение студентов к научно-исследовательской деятельности начинается с первого курса. В соответствии с учебным планом студенты всех курсов, но по разной тематике и на разных этапах обучения, принимают активное участие в специальных семинарах по НИР, на которых они знакомятся с целями и задачами НИР в вузе, основами методологии и методики научного исследования, проблематикой библиотечно-библиографических, книговедческих, информационных  НИР, методикой написания докладов, рефератов, сообщений, курсовых и дипломных работ.

Деканат, кафедры заинтересованы в том, чтобы каждый студент был активен в изучении учебных дисциплин, мог анализировать, отмечать лучшее, критически оценивать лекции, семинары, лабораторно-практические и другие виды занятий.

Способствуют этому два фактора:

- авторитет преподавателя, его творческий подход к изучаемому студентом предмету;

- разнообразие активных методов обучения: лекций-диалогов, экспресс-лекций, диспутов, круглых столов, коллоквиумов и т.п.

Курсовая работа в системе заочного образования является одной из форм самостоятельной работы, выявляет способность студента собирать, анализировать и обобщать материал по определенной системе, делать выводы.

Курсовая работа, в которой есть исследовательский материал, часто служит основанием для написания доклада, сообщения на научной студенческой конференции, подготовки дипломной работы.

Защита курсовых работ носит творческий характер, поскольку тематика и содержание их, как правило, затрагивают актуальные вопросы теории и практики библиотечного дела. Она способствует формированию специальных навыков участия в дискуссиях, учит отстаивать свои позиции, обогащает в информационнои плане.

Выступление на научной студенческой конференции в рамках факультета или университета дает возможность студенту утвердиться в выборе тематики и направления научного исследования, оценить свою работу со стороны, получить богатый методический и информационный материал.

Так, например, на прошедших в 1995 г. научных студенческих конференциях с общей проблематикой: "Молодым - путь в науку" приняли участие 240 человек; круглый стол на тему : "Маркетинг библиотечной продукции и услуг" собрал более 60 студентов, непосредственно заинтересованных в обсуждении поставленной проблемы.

Ежегодно студенческие научные работы направляются на Всероссийский конкурс на лучшую научную работу по разделу: "Библиотековедение. Библиографоведение. Информатика. Культурно-просветительная работа" высоко оцениваются конкурсной комиссией.

Участие в научно-исследовательской деятельности завершается в процессе учебы дипломной работой, которая требует от студента глубокой профессиональной подготовки, умения вести исследование, работать с архивными материалами, ставить эксперимент, анализировать и обобщать опыт работы библиотек и информационных учреждений.

Именно дипломная работа, как итог учебной и научно-исследовательской работы на факультете, служит  самым весомым основанием для рекомендации отдельных студентов в аспирантуру и соискатели. С каждым годом увеличивается количество внедряемых в практику и учебный процесс дипломных исследований. Растет самостоятельность и активность в выборе тематики дипломных работ; значительная часть их пишется по заявкам предприятий и учреждений. Наметилась тенденция к опубликованию некоторых работ.

Hosted by uCoz